Манга
" Истории в картинках " известны в Японии с самого начала ее культурной истории . Даже в курганах - кофунах ( гробницах древних правителей ) археологи находят рисунки , по концепции и структуре напоминающие комиксы .
Распространению " историй в картинках " всегда способствовали сложность и неоднозначность японской письменности . Даже сейчас японские дети могут читать взрослые книги и газеты только после окончания начальной школы ( в 12 лет !). Практически сразу после появления японской прозы появились и ее иллюстрированные пересказы , в которых текста было немного , а основную роль играли иллюстрации .
Первым японским комиксом считаются " Веселые картинки из жизни животных " [ Choujuugiga ], созданные в XII веке буддийским священником и художником Какую ( другое имя - Тоба , годы жизни - 1053-1140). Это четыре бумажных свитка , на которых изображена последовательность из черно - белых , нарисованных тушью картинок с подписями . Картинки повествовали о животных , изображающих людей , и о буддийских монахах , нарушающих устав . Сейчас эти свитки считаются священной реликвией и хранятся в монастыре , в котором жил подвижник Какую .
За почти тысячу лет своей истории " истории в картинках " по - разному выглядели и назывались . Слово " манга " ( буквально - " странные ( или веселые ) картинки , гротески ") придумал знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году , и , хотя сам художник использовал его для серии гравюр , термин закрепился для обозначения комиксов .
Огромное влияние на развитие манги оказала европейская карикатура и американские комиксы , ставшие известными в Японии во второй половине XIX века . Первая половина XX века - время поиска места комиксов в системе японской культуры нового времени . Большую роль здесь сыграло милитаристское правительство , использовавшее массовую культуру для воздействия на население . Военные финансировали " правильную " мангу ( она даже ненадолго стала выходить в цвете ) и запрещали комиксы с политической критикой , заставляя бывших карикатуристов осваивать приключенческие и фантастические сюжеты . Так , идея " гигантского робота " впервые появилась в реваншистской манге 1943 года , в которой такой робот громил ненавистные США .
Наконец , в послевоенный период великий Тэдзука Осаму своими работами совершил настоящую революцию в мире манги и , вместе с учениками и последователями , сделал мангу основным направлением массовой культуры .
Манга практически всегда черно - белая , в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации . Большая часть манги - это сериалы " с продолжением ", печатающиеся в газетах или ( чаще ) в еженедельных или ежемесячных журналах . Обычный объем порции сериала в еженедельном журнале - 15-20 страниц . Популярную у читателей мангу переиздают в виде отдельных томов - танкобонов . Существуют , разумеется , и короткие манга - рассказы , и манга , сразу изданная в виде танкобонов .
Журналов , печатающих мангу , в Японии множество . Каждый из них ориентирован на определенную аудиторию , скажем , на младших подростков - мальчиков , интересующихся фантастикой , или на старших подростков - девочек , интересующих балетом . Наиболее сильны различия между женскими и мужскими журналами . Диапазон аудиторий таких журналов варьируется от малышей ( для них печатается манга без подписей ) до мужчин и женщин среднего возраста . Уже есть эксперименты и в области манги для пожилых . Конечно , такое разнообразие аудиторий породило целое множество стилей и жанров : от символизма до фотореализма и от сказок до философских произведений и школьных учебников .
Создатель манги называется " мангака " . Обычно один человек ( часто - с помощниками - подмастерьями ) и рисует комикс , и пишет тексты , но встречается и групповое творчество . Тем не менее , над одной мангой обычно более трех - четырех человек не работает . Художественная цельность от этого повышается , а личные доходы - растут .
Помимо профессиональной манги , существует и любительская - " додзинси " . Многие мангаки начинали как создатели додзинси ( " додзинсика " ). В крупных городах существуют специальные рынки , на которых додзинсики торгуют своей продукцией и иногда находят серьезных издателей для своих работ .